savvateev.ru

Ковдозеро

3-16 августа 2013 года

Участники: Дмитрий Савватеев, Екатерина Алексанова, Андрей Алексанов (6 лет).

Фотоальбом

Трек, точки, путь на карте

Семейный поход по Княжегубскому водохранилищу на каркасной байдарке Нева-3.

Информация о районе

Княжегубское водохранилище находится на самом юге Мурманской области, южнее Кандалакши. Ближайшая ж/д станция - Княжая. Водохранилище включает в себя два крупных озера - Ковдозеро и Нотозеро.

В этих местах в средние века проходил путь из Финляндии в Белое море, по которому спускались сюда "свейские немцы", т.е. шведы. Слово "немец", как известно, происходит от слова "немой" - это тот, кто не говорит на понятном языке :)

Путь проходил по рекам Оланга, Кума, Иова и Ковда. Последняя соединяла Ковдозеро с Белым морем через озеро Серяк. Был и другой путь, южнее - по реке Кемь в Карелии.

Приезжали сюда эти "немцы" чаще не с добрыми намерениями, а для того, чтобы пограбить поморские селения. Поморам было трудно бороться с непрошенными гостями. Для борьбы с ними собирались ополчения в России. Название "Княжая губа" получил залив, в котором русские князья одержали победу над шведами в одном из сражений.

Шло время, людям понадобилось электричество. В конце пятидесятых годов 20-го века на Ковдозере построили Княжегубскую ГЭС, которая стала снабжать электричеством юг Мурманской области. Русло Ковды закрыли дамбой. Другую дамбу построили южнее, у горы Романовская (на которую мы поднимались). Тут, видимо, не было раньше никакого стока, но уровень водохранилища поднялся выше. Саму ГЭС построили в другом месте - на искуственном канале, впадающем в Княжую губу.

В резудьтате этого уровень Ковдозера поднялся на 8-9 метров, и образовался водоём, включающий в себя Ковдозеро, Нотозеро и множество более мелких озёр. Лес в местах затопления по большей части успели вырубить.

Позже построили ещё две ГЭС на старинном водном пути - Иовскую и Кумскую. В Иовское водохранилище впадает известная сплавная река Тумча, а Кумское включает в себя озёра Пяозеро и Топозеро.

Предыстория

В этих местах я впервые оказался в 1988 году. В девяностых ездил сюда почти каждый год. А потом был перерыв на 15 лет. Ездил в другие места - Мурманская область, Ладога, Белое море. И даже Байкал. Но на Ковдозеро хотелось вернуться снова. И вот такой момент настал.

Приятно было наблюдать, что тут почти ничего за прошедшие годы не изменилось к худшему. Правда, автотуристы "плотно" освоили местную сеть лесовозных дорог, но по дорогам в этих местах далеко не везде заберёшься. В этом смысле байдарка намного удобнее.

Дневник похода

Княжая - Нотозеро

Начинали от посёлка Зеленоборский (станция Княжая). От станции до воды 3 км, проехали на такси. Есть ещё городской автобус (каждый час).

Прошли на юг вдоль восточного берега озера. Шли по штилю, "срезая" большие заливы. Ночевали в первый день на входе в узкий пролив у горы Глубокая (Camp-01). Было тихо и жарко.

На второй день зашли в губу Тупая, и поднялись на гору Романовская. Она необычна для этих мест тем, что вершина представляет собой узкий скалистый гребень. Под ним довольно живописная осыпь из гигантских глыб.

На вершину ведёт тропа. Она начинается у маленького лесного озера, недалеко от вершины. К началу тропы подходит старая лесовозная дорога, уже довольно сильно заросшая. На дорогу можно выйти по дамбе водохранилища, если спуститься вниз с её середины.

Переночевав у дамбы (Camp-02), шли целый день юго-запад, и встали на ночлег в озере Пажма, немного недоходя Лопской Запани (Camp-03).

На следующий день прошли в Лопское озеро, и пошли смотреть водопад на речке, текущей из озера Нижние Кичаны. Водопад находится недалеко от устья. Вдоль речки до самого озера идёт хорошая тропа длиной около километра. Водопад находится примерно на половине пути.

Вернувшись, пересекли Лопское озеро. Прошли мимо крохотного островка, на котором установлен деревянный крест необычной формы. На карте в этом месте обозначено кладбище. Возможно, это всё, что от него осталось после затопления. Недалеко от этого места на берегу есть небольшой посёлок.

Пообедав на берегу Лопского озера, прошли через пролив (бывшую реку) Тюлле в Нотозеро, которое также является частью Княжегубского водохранилища. Всё ещё продолжалась жаркая и тихая погода. Обойдя слева остров Рахка, встали на ночлег на самом восточном из Частых островов (Camp-04). На этой прекрасной стоянке мы забыли ножик, и на обратном пути заходили его забрать.

На следующий день прошли по Нотозеру к устью Винчи. Это был последний по-настоящему жаркий день (точнее, утро). По дороге отлично искупались, причалив к острову. В Мошу не заходили. Там довольно много новых домов. Недалеко от устья Винчи - лагерь автотуристов, которые подъезжают сюда по старой лесовозной дороге.

Челозеро и Пайозеро

Пообедав у самого устья (Обед-05), поднялись в проводку вверх по первому порогу, и оказались в Челозере. Проводка несложная, метров 50, но нужна надёжная обувь для каменистого дна. Мы проводили вдоль правого по нашему ходу берега. На обратном пути мы этот порог проходили сходу.

Подошли к месту впадения Винчи, сходили посмотреть на озеро Каменное. Здесь хорошая тропа для волока. Лучше начинать его от стоянки, расположенной восточнее устья реки - тут более короткая тропа.

Уже вечером прошли в западный конец Челозера, где впадает речка из озера Кукас. Андрей весь путь по Челозеру благополучно проспал. Недалеко от устья реки есть отличная стоянка у водопада, в котором сохранились остатки сплавного лотка. Второй водопад находится немного выше стоянки. Тут есть тропа, ведущая вверх вдоль реки.

Мы решили здесь не останавливаться, потому что Андрей постоянно норовил свалиться в реку. Вышли в озеро и, пройдя немного назад по вечернему штилю, остановились на северном берегу Челозера (Camp-06) - почти напротив того места, куда подходит дорога с озера Кукас.

Утром подошли к южному берегу и причалили у самой дороги. Встретили тут группу с огромным парусным катамараном. Они только что перетащились с Кукаса, где ходили целую неделю под парусом.

Мы оставили лодку у берега, и пошли на Кукас. Шли, не торопясь, около часа. На берегу стоят автотуристы - сюда подходит старая лесовозная дорога из Чупы, доступная для джипов. Все стоянки были заняты, в том числе отличное место над водопадами. При этом людей у машин как-то не видно - все где-то гуляют или плавают.

Мы сначала прошли на берег озера, перейдя по старому мосту через реку. Похоже, что машины здесь проезжают вброд, в обход моста. Он уже в довольно неважном состоянии, а рядом мелко.

Полюбовавшись на озеро (основная часть скрывается за поворотом берега), вернулись назад к истоку реки, в устье которой мы были вчера. Прошли назад по мосту через реку, и свернули направо. Тут симпатичный небольшой каньон с водопадами и сплавным лотком.

Когда мы вернулись на Челозеро, ребята с катамараном уже пообедали и отдыхали перед дальнейшей дорогой. Мы тоже отошли пообедать на каменистый мыс неподалёку. Скоро мимо нас прошёл катамаран под парусом.

Пообедав и пройдя на запад по Челозеру, сделали волок в озеро Каменное, а затем в Пайозеро. Тут остановились на укромной стоянке у южного берега (Camp06-07). Стоянка маленькая, и стоят здесь, похоже, не часто. На Пайозере есть большая стоянка на острове в середине, а также у устья Винчи, где начинается тропа к порогам Падун и Собачий.

На следующее утро мы подошли на байдарке к устью Винчи. Высадились на правом (левом снизу) берегу, на стоянке автотуристов. Сюда подходит лесовозная дорога. На стоянке никого не было.

Прошли сначала по дороге, потом вышли к реке в районе Падуна и по тропе вдоль берега подошли к мосту у порога Собачий. Перешли реку по мосту и прошли по противоположному берегу вниз до Падуна и обратно. Т.е. посмотрели на пороги с обоих берегов.

На левом берегу, пожалуй, интереснее - можно посмотреть старое русло Падуна, закрытое ряжевой стенкой во времена лесосплава. По левому берегу идёт основная тропа для волока в обход этих порогов. Можно было бы вернуться по ней на Пайозеро, но байдарка у нас осталась на другом берегу.

Вечером был прекрасный закат на Пайозере. Сняли небольшой ролик про то, как Андрей купается в сапогах, выливая из них воду.

На следующий день сделали круг по Пайозеру, а после обеда отправились в обратный путь.

На обратном пути снова обнесли обе протоки - из Пайозера в Каменное и из Каменного в Челозеро. Первую из них можно было бы пройти (особенно при более высокой воде), но мы решили не рисковать. Спортивный сплав явно не входил в наши планы. Для подготовленных экипажей обе протоки вполне проходимы.

В Нотозеро решили в этот день ещё не выходить, поэтому прошли немного на запад, и встали на высоком берегу Челозера (Camp-08). Вечером был штиль и очень красивый закат.

Обратный путь

На следующее утро спустились в Нотозеро. Порог на выходе из Челозера прошли без просмотра, с ходу. В результате зацепили немного за камень на повороте. В высокую воду этого бы не случилось, наверное.

В Нотозере дул довольно сильный ветер, поэтому пошли вдоль южного берега, под островами. Надо было ещё зайти на нашу стоянку на острове и забрать там забытый ножик. К острову подходили уже против заметной волны.

Забрав ножик, вошли в пролив, отделяющий остров Рахка от материка. По пути сюда мы этот остров обходили со стороны "открытого моря".

За островом надо было повернуть на север, но мы не захотели идти боком к волне, которая шла с востока. Пришлось отклониться на восток, и под углом к волне уйти под острова.

Там и переночевали (Camp-09). На закате наблюдали радугу, которая постепенно гасла вместе с закатом.

На утро ветер ослаб и немного поменял направление. Без проблем зашли в пролив Тюлле и дошли до озера Лопское. Там пообедали (Обед-10) и вышли снова на просторы Ковдозера.

Тут нас настиг первый в этом походе сильный дождь. Под дождём пересекли плёс, оставив слева посёлок Северный. Андрей этот дождь благополучно проспал, забравшись под фартук байдарки.

К вечеру дождь закончился, выглянуло солнце, а мы как раз причалили к очередной стоянке (Camp-10). При высадке наблюдали замечательную радугу. Казалось, что она начинается прямо здесь, метрах в пятидесяти от наблюдателя.

Утром пошли дальше на север вдоль берега, потом повернули на запад, в сторону Зареченска. Приближалась гора Каликорва, на которую мы планировали забраться.

Погода всё ещё была неустойчивой, то дождь, то солнце. Пообедать остановились на небольшом острове (Obed-11). После обеда зашли в устье речки - протоки из Мечозера. Там со времён лесосплава сохранился деревянный лоток.

К вечеру причалили к месту, откуда планировали начать восхождение (Camp11-12). Тут была неплохая стоянка на мысу. Вероятно, многие из тех, кто здесь останавливался до нас, тоже ходили отсюда на гору.

Гора Каликорва

Гора Каликорва - самая высокая вершина на Ковдозере (409 м). С неё открывается замечательный вид на северную часть водохранилища. Далеко на востоке видны горы на Кольском берегу Белого моря.

Вышли из лагеря довольно поздно. По пути Андрей немного капризничал, но в целом шёл совсем неплохо. Учитывая, что никакой дороги и тропы там нет, а идти по кочкам ему намного труднее, чем взрослым.

Подъём начинается менее, чем в километре от берега, и постепенно становится всё круче. Вначале встречаются довольно густые заросли, хотя в целом лес довольно редкий, как обычно в этих местах. По пути приходится пересекать несколько поперечных гряд, которые плавно спускаются в направлении к западу.

Уже близко к вершине мы немного отклонились влево, и в результате попали на довольно крутой склон. Видимо, правильнее было взять правее.

Подъём занял больше 3-х часов. Наверху редколесье из мелких деревьев, которые не могут здесь вырасти больше 2-3 метров в высоту. Плато плавно спускается к западу и югу, а на север и восток довольно крутой спуск, местами больше похожий на обрыв.

На вершине геодезический знак и остатки каких-то сооружений. Тут мы и пообедали (Обед-12). Совершенно напрасно тащили наверх газовую горелку - воды там не оказалось. Правильнее было взять термос с чаем, но у нас его не было в этом походе.

Погуляв немного по вершине и полюбовавшись видами, стали спускаться.

Назад шли другим путём, забирая больше к западу, и стараясь избегать крутых склонов. Местность там представляет собой чередование гряд с довольно крутыми склонами и распадков между ними. Всё это поросло лесом, и спускается по направлению к западу.

Несколько распадков обошли по дуге, чтобы не терять высоту. В конце концов вышли на свой след, и дальше уже спускались по пути подъёма.

Пришли в лагерь уже к вечеру. Был красивый закат, который, как выяснилось позже, предвещал смену погоды. С ночи задул сильный ветер и пошёл дождь.

Возвращение

Утром пришлось перенести костёр в заветренное место. Натянули тент и довольно долго возились с костром - за ночь всё успело промокнуть. Андрей всё утро провёл в палатке, рисуя в своём блокноте.

Мы уже подумали, что застряли. Но к обеду дождь перестал, выглянуло солнце. Ветер тоже как-то ослабел, хотя и продолжал дуть. Мы решили выплывать, потому что на следующий день нам надо было уже быть в Кандалакше.

Прошли по довольно сильной волне километра три, и на траверсе посёлка Ковдозеро свернули налево в бухту. Там ушли за острова и без проблем дошли до пролива в Тутозеро.

В проливе было заметно встречное течение - через Тутозеро протекает река Иова, собирающая сток значительных областей северной Карелии, юга Мурманской области и Финляндии (бассейн Оланги).

В юго-западной части Тутозера расположен посёлок Зареченск. Стало больше моторок - ощущается близость цивилизации.

Остановились ночевать но острове (Camp-13). Похолодало, а вечером было как-то непривычно темно. Приближалась осень.

Утром прошли по Тутозеру, при этом немного заблудились, и зашли в тупиковый залив. Пришлось возвращаться. Потом зашли против течения в русло реки, и поднялись до шоссейного моста. Дальше уже очень быстрое течение - подняться было бы сложно (да и незачем).

Отъезд

У моста разобрали лодку, и стали выяснять возможности отъезда. Думали ехать на такси, но в итоге нашли в интернете расписание местных автобусов. Уточнили у местных - автобус в 7 вечера, до остановки метров 400 по дороге.

Приехал ПАЗик, в него сели немногочисленные пассажиры. Билеты нам обошлись в 700 рублей за троих (с вещами). По пути автобус заходит в посёлок Ковдозеро. Время в пути 2,5-3 часа.

Дорога до Кандалакши довольно красивая, особенно вторая половина. Правда, асфальт начинается только от поворота на Алакурти. Южнее - не очень ровный грейдер. В Алакурти действует пропускной пункт на границе с Финляндией, до которого, видимо, и проложен асфальт.

По пути проезжали озеро Толванд. Дорога идёт прямо по берегу. Из озера раньше вытекала река Толванд, впадавшая в Ковдозеро у одноимённого посёлка. У устья был порог "Железные Ворота". Теперь река перекрыта дамбой, а сток озера через Новую речку идёт в Иовское водохранилище (плотина у Зареченска).

Общие замечания

Район Ковдозера, на мой взгляд, очень хорош для спокойных водных путешествий. Тут есть что посмотреть по берегам, и народу на озере немного. По сравнению с Белым морем в тех же широтах, например.

Здесь много островов, за которыми можно укрываться от штормов. Шторма тут бывают, конечно, особенно ближе к осени.

Конечно, это водохранилище, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На мелководьях в воде пни и коряги, множество плавника по берегам. Но байдаркам всё это не очень мешает.

Зато удобство подъезда несомненное - с востока Мурманское шоссе и железная дорога, с запада Зареченск и дорога на Кандалакшу. А через южную часть можно проложить много интересных маршрутов в верховья Керети, или через озеро Кукас в Пяозеро, например.

Ещё тут бывает много комаров и мошки. Не так много, как на Кольском, но всё равно хватает. В этом году ни комаров, ни мошки почему-то не было почти совсем. Я точно не знаю объяснения этому факту, но рассчитывать на такую "халяву" в дальнейшем явно не стоит :)

Главная страница